Эмма Лущеко,
Генрих Мярс,
Валентина Лелина


ЗОДЧИЙ, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ


Доктор архитектуры Юрий Сергеевич Ушаков (1928-1996), известный и почитаемый, прежде всего, как великолепный знаток русского деревянного зодчества и соавтор фундаментального труда “История русской архитектуры”, был очень примечательной фигурой в сообществе архитекторов нашего города. Многие с благодарной теплотой вспоминают Юрия Сергеевича: одни – как своего наставника, другие – как неутомимого руководителя Комиссии истории архитектуры и охраны памятников в Ленинградском отделении Союза архитекторов, в памяти третьих запечатлелись его яркие выступления в Центральном лектории в тематическом цикле “По древним городам России”.

Его профессиональный путь, начатый ровно 50 лет назад, можно разделить на две почти равные части: 20 лет проектной работы в “Промстрое” (ныне ВНИИПИЭТ ) и четверть века на Архитектурном факультете ЛИСИ (СПбГАСУ), где он возглавлял кафедру истории и теории архитектуры.

Не останавливаясь подробно на его работе в проектной организации , отметим лишь, что за архитектуру Новосибирского научного городка в 1967 г. ему в числе других авторов была присуждена Государственная премия РСФСР.

Творческая же его деятельность - художественная и исследовательская – началась еще в студенческие годы , продолжилась в проектном институте и стала главной при переходе на педагогическую работу. Учебник “История русской архитектуры”, написанный совместно с доктором архитектуры Т.А.Славиной (1994) до сих пор популярен не только среди архитекторов, но и просто людей, интересующихся историей отечественного зодчества.

В монографии “Ансамбль в народном зодчестве русского Севера”, в книгах-альбомах “Память России ” Юрий Сергеевич представлен и как фотохудожник, и как книжный график. Он оставил нам десятки научных статей, сотни рисунков, набросков, живописных полотен, посвященных преимущественно архитектурным ансамблям северо-западных районов России. Это наследие , очень разнообразное по формам и жанрам , мало знакомо широкому кругу зрителей и даже специалистам в области искусства и истории архитектуры, и о нем мы расскажем немного подробнее.

В 1950 г. по окончании Архитектурного факультета ЛИСИ Юрий Ушаков с группой других выпускников , способных и энергичных, был направлен в проектный институт, связанный с созданием энергетических комплексов.

Напряженная работа в этом НИИ требовала отдушины. И, начиная с 1951 г., очередные отпуска молодого архитектора превращаются в летние “экспедиции” по городам и весям необъятной страны: иногда – с кем-нибудь из коллег, иногда – в одиночку. За 35 лет так было совершено более 30 экспедиций. С 1957 по 1981 год “отпуска” проводились ежегодно либо в местах широко известных (Соловки, Кижи, Кондопога), либо в таких “медвежьих углах”, куда можно было добраться только пешком или на лодке. Очарование первых встреч с русским Севером сменилось целенаправленным методичным исследованием, цель которого Ушаков определил следующими словами: “Время поставило перед нами задачу изучения северного селения как целостного архитектурного комплекса, задачу познания народных традиций архитектурно-пространственной организации жилой среды и … установление тех общих закономерностей, которые лежали в основе народного подхода к созданию гармонически организованного жизненного пространства”. Им были обследованы селения в восточном Приладожье и Посвирье, Прионежье и Заонежье, Пудожский район Карелии и Каргополье, бассейны Онеги, Сухоны, Вычегды, Северной Двины, Пинеги и Мезени , а также все берега Белого моря. Результат этих экспедиций – многочисленные графические реконструкции исследованных сел и соединяющих эти села проселочных дорог. Немало труда вложил Юрий Сергеевич и в графическую реконструкцию общественных центров. Это были культовые сооружения, многие из которых были частично или полностью разрушенными. В этой подвижнической работе ему помогали и архивные документы, и память старожилов, и собственные обмеры и раскопки. Ученого интересовал градостроительный ансамбль в широком смысле: не отдельные поселения, а гнезда деревень. Именно этим моментам посвящены многие графические листы и живописные полотна-панорамы, где природа и архитектурные сооружения предстают как единое целое.

В 1983 г. Юрий Сергеевич защитил докторскую диссертацию, а в 1987-м ему присвоили звание профессора ЛИСИ. В 80-е годы в стране произошли крупные политические перемены – был упразднен жесткий пресс цензуры на все, что касалось истории, даже “прикладной”, и возникла идея создания второй редакции учебника “Истории русской архитектуры”, поскольку предыдущая была слишком ужата и “зашорена” чиновниками разных ведомств.. Все это позволило Ю. С. Ушакову и Т. А. Славиной сделать новый учебник более полным и объективным, нежели прежний, особенно в разделах, освещающих архитектуру второй пол. XIX – нач. XX веков и народное деревянное зодчество.

Юрия Сергеевича очень любили студенты. У него было великолепное чувство юмора. Небольшого роста, полный, очень артистичный, он пользовался бесконечной любовью и даже поклонением среди студенческой братии и, конечно, у своих коллег. Он умел метко, иронично, но не обижая при этом начинающего проектанта, заметить какую-то нелепость в архитектурном решении. Его особые “словечки”, метафоры по поводу учебных проектов вызывали смех, запоминались и передавались через поколения студентов.

Ю. С. Ушаков был сторонником органичной архитектуры, которую он так досконально изучал на Русском Севере. Он учил студентов и коллег-архитекторов “не отрываться от земли”, при проектировании жилья и небольших общественных зданий использовать цвет и фактуру естественных материалов, применять традиционные приемы организации пространства , учитывать связь здания с окружающей средой и ландшафтом. Этой проблеме он посвятил свое выступление на конференции в январе 1995 г., поделившись увиденным в Литве (Вильнюс, Паланга, Куршская коса). Эта конференция и экспедиция в Литву оказались последними в его жизни. Знатоку культового зодчества Ю. С. Ушакову не пришлось активно включиться в новое храмостроение, которое развернулось в России с начала 1990-х годов. Серьезная травма в конце 1992 г. надолго вывела его из строя и сильно подорвала здоровье. Но и в этот период он продолжал творить и как ученый, и как художник, создавая живописные реконструкции Сольвычегодска, Соликамска, Усолья на Каме и Чердыни.

“-Я повезу вас по России”, - каждый раз говорил он студентам, начиная свои лекции. И многие выпускники института до сих пор с благодарностью вспоминают своего учителя за это удивительное открытие северной русской земли.

Верным другом и профессиональным помощником Юрия Сергеевича всегда была его жена, Ярослава Евгеньевна Москаленко - архитектор, обаятельная женщина, принимавшая участие в его творческих и исследовательских проектах.

Весной 1994 г. Юрий Сергеевич в последний раз выступил с циклом лекций “По древним городам России”, завершающим пунктом которого была Астрахань. А осенью того же года в вестибюле СПбГАСУ “Стройиздат” организовал представление тиража нового учебника “История русской архитектуры”, и Юрий Сергеевич ставил свои автографы на зеленых фолиантах, содержавших немалую долю его многолетних трудов.

Посвятив себя целиком любимому делу, Ю. С. Ушакову удалось совершить то, о чем другие и не помышляли. Замечательный архитектор, художник, ученый и педагог в течение почти полувека “пропахал” наш Европейский Север и обогатил наши представления о почти безвозвратно утерянном пласте национальной культуры, которым являлось народное зодчество, отразив его в своих статьях и книгах, проектах-реставрациях, рисунках и пейзажах. Все это делает его наследие особо ценным, которое мы обязаны сохранить.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>